Постановление 1346 Об утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений

Дата актуализации: 01.10.2008

СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 1993 г. № 1346 г. Москва

Об утверждении Положения о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений

Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемое Положение о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.

Первый заместитель

Председателя Совета Министров -

Правительства Российской Федерации                                                         О. Сосковец

УТВЕРЖДЕНО

постановлением Совета Министров -

Правительства Российской Федерации

от 25 декабря 1993 г. № 1346

ПОЛОЖЕНИЕ о федеральной системе сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений

1. Федеральная система сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений (далее именуется - ФССН) создана в целях координации деятельности органов государственного управления Российской Федерации по обеспечению защиты населения, объектов и территорий от воздействия землетрясений и является подсистемой Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

2. Порядок, источники и объемы финансирования затрат, связанных с обеспечением функционирования и развития ФССН, определяются федеральной целевой программой работ по развитию системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений.

3. В основу функционирования ФССН положены деятельность ведомственных служб министерств, ведомств, Российской академии наук и их взаимодействие на основе комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных служб наблюдения и охранных сетей, позволяющих осуществлять оперативный контроль за сейсмической обстановкой и обеспечивать органы государственного управления Российской Федерации и заинтересованные организации информацией о возможных землетрясениях с оценкой их последствий.

4. ФССН обеспечивает решение следующих основных задач:

составление прогнозов землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к возникновению цунами) на основе проведения и анализа результатов сейсмологических наблюдений;

оперативное определение места, времени и параметров происшедших землетрясений;

оперативное обеспечение центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований, территории которых расположены в сейсмоопасных районах, информацией о землетрясениях и возможных их последствиях;

организация центрального банка данных ФССН и обеспечение межрегионального и международного обмена геофизической информацией;

информационное обеспечение работ по сейсмическому районированию территории Российской Федерации, оценке потенциальной сейсмической опасности, сейсмостойкому строительству, а также фундаментальных и прикладных исследований, направленных на решение проблемы прогноза землетрясений;

разработка карт сейсмического районирования территории Российской Федерации, нормативных актов по защите населения, объектов и территорий Российской Федерации от воздействия землетрясений, функционированию и развитию ФССН.

5. В целях выполнения стоящих перед ФССН основных задач ГКЧС России, ведомственные службы органов государственного управления Российской Федерации и Российской академии наук, входящие в ФССН, осуществляют следующие функции:

а) ГКЧС России:

организует работы по выполнению федеральной целевой программы развития системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

определяет режимы функционирования системы на основе получаемого прогноза землетрясений;

оперативно обеспечивает Совет Министров - Правительство Российской Федерации информацией о землетрясениях и возможных их последствиях;

организует работы по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных землетрясениями;

участвует в разработке региональных целевых программ развития системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;

обеспечивает организацию и определяет порядок межрегионального и международного обмена геофизической информацией, участвует в разработке международных проектов по вопросам сейсмологической безопасности;

б) геофизическая служба Российской академии наук:

организует и проводит непрерывные телесейсмические, региональные и локальные наблюдения за сейсмической обстановкой на территории Российской Федерации, ведет банк сейсмологических данных;

создает и ведет центральный банк данных ФССН, обеспечивает прямой доступ к информации о характере сейсмической активности на территории России и тенденциях ее развития;

составляет прогноз землетрясений (включая прогноз землетрясений, приводящих к цунами) на основе анализа информационных данных ведомственных служб;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, органы исполнительной власти территорий, расположенных в сейсмоопасных районах, заинтересованные министерства, ведомства и организации информацией о месте, времени и интенсивности землетрясений с магнитудой 3,5 и более на территории Российской Федерации и с магнитудой 5 и более за рубежом;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры информацией об ожидаемых последствиях происшедших землетрясений и возможных последствиях прогнозируемых землетрясений;

осуществляет наблюдения за подводными землетрясениями в районах Тихого океана, определяет вероятность возникновения цунами в результате этих землетрясений и обеспечивает информацией автоматизированную систему предупреждения о цунами Росгидромета;

организует и проводит экспедиционные наблюдения в районах сейсмической опасности и эпицентральные исследования в зонах происшедших землетрясений, составляет прогноз развития сейсмических процессов в этих зонах;

издает сейсмологические бюллетени и каталоги землетрясений ФССН;

разрабатывает карты сейсмического районирования территории Российской Федерации;

осуществляет научно-методическое обеспечение работ по функционированию и развитию ФССН, в том числе нормативными актами по вопросам сейсмического районирования и проведения инструментальных наблюдений, оценки сейсмического риска, идентификации предвестников землетрясений, прогноза землетрясений;

участвует в модернизации технического оснащения ФССН, создании региональных сейсмических сетей, прогностических полигонов для обеспечения работ по краткосрочному прогнозу землетрясений;

в) сейсмическая служба Минобороны России:

организует и проводит непрерывные сейсмологические наблюдения;

ведет банк данных сейсмологических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук информацией о месте, времени и об интенсивности землетрясений с магнитудой 4 и более на территории Российской Федерации и с магнитудой 5 и более за рубежом;

участвует совместно с Российской академией наук в решении задач прогнозирования землетрясений, в том числе в осуществлении наблюдений за землетрясениями в районах Тихого океана, приводящими к возникновению цунами, в разработке и во внедрении методического обеспечения прогноза землетрясений, функционирования и развития ФССН, а также в создании региональных сейсмических сетей для обеспечения работ по краткосрочному прогнозу землетрясений;

г) служба мониторинга геологической среды Роскомнедр:

обеспечивает режимные наблюдения за геофизическими полями и гидрогеологическими характеристиками в скважинах гидрогеодеформационной сети;

определяет особенности глубинного строения сейсмоопасных районов путем проведения комплекса геофизических, геологических, геохимических и других исследований и оценивает сейсмическую опасность;

создает и ведет банки гидрогеодеформационной и геофизической информации и обеспечивает их взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

оперативно обеспечивает геофизическую службу Российской академии наук информацией об изменениях геологической среды с оценкой степени сейсмической опасности в наблюдаемых регионах;

проводит комплексное геологическое картирование территорий для детального сейсмического районирования;

осуществляет районирование территорий Российской Федерации по степени геодинамической активности для перспективного прогнозирования хозяйственного освоения их;

разрабатывает и внедряет в ФССН методы прогноза землетрясений на основе мониторинга геологической среды;

д) служба сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений Минатома России:

организует и проводит непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в районах расположения радиационно опасных объектов, оценивает реальную сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие геодинамические воздействия;

создает и ведет банк данных о сейсмических и других геодинамических воздействиях на радиационно опасные объекты и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук информацией о катастрофических изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в районах расположения радиационно опасных объектов и последствиях воздействия этих процессов на объекты;

разрабатывает рекомендации и предложения по повышению эффективности функционирования службы сейсмических и геодинамических охранных сетей наблюдений в составе ФССН;

е) служба геодинамических наблюдений Минтопэнерго России:

организует и проводит непрерывные режимные наблюдения за геодинамической и сейсмической обстановкой в районах расположения крупных энергетических сооружений, оценивает реальную сейсмостойкость этих объектов и реакцию их на сейсмические и другие геодинамические воздействия;

создает и ведет банк данных о сейсмических и других геодинамических воздействиях на энергетические объекты и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук и органы исполнительной власти территорий информацией о катастрофических изменениях сейсмической и геодинамической обстановки в районах расположения энергетических объектов и последствиях воздействия этих процессов на объекты;

разрабатывает рекомендации по предотвращению и снижению ущерба от аварий и катастроф на энергетических объектах, связанных с землетрясениями и катастрофическими геодинамическими явлениями;

ж) служба инженерно-сейсмометрических наблюдений Госстроя России:

обеспечивает функционирование и развитие системы инженерносейсмометрических наблюдений, оценивает реальную сейсмостойкость существующего фонда зданий и сооружений;

создает и ведет банк данных инженерно-сейсмометрических наблюдений и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук прогностической информацией о степени разрушаемости строительных объектов, расположенных на территории Российской Федерации;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и его региональные центры, геофизическую службу Российской академии наук и органы исполнительной власти территорий информацией о последствиях землетрясений;

обеспечивает сейсмостойкое строительство в Российской Федерации инженерно-сейсмологической информацией;

з) служба контроля деформации земной поверхности Роскартографии:

организует и проводит регулярные высокоточные геодезические и гравиметрические наблюдения в сейсмоактивных регионах Российской Федерации для выявления и анализа аномальных деформаций земной коры, предшествующих землетрясениям и сопровождающих их;

периодически проводит аэрокосмические съемки, выявляет и идентифицирует на земной поверхности тектонические нарушения и их развитие во времени;

организует и ведет банк данных геодезической и аэрокосмической информации и обеспечивает его взаимодействие с центральным банком данных ФССН;

оперативно обеспечивает ГКЧС России и геофизическую службу Российской академии наук информацией об аномальных деформациях земной коры и тектонических нарушениях, свидетельствующих о сейсмической опасности.

6. Деятельность ведомственных служб, входящих в ФССН, регламентируется положениями о соответствующих министерствах и ведомствах Российской Федерации, утверждаемыми Советом Министров - Правительством Российской Федерации.

7. Координация работ по функционированию и развитию ФССН осуществляется межведомственной комиссией по сейсмическому мониторингу, создаваемой совместным решением ГКЧС России, министерств, ведомств и Российской академии наук, службы которых входят в ФССН.

Положение о межведомственной комиссии по сейсмическому мониторингу и ее состав утверждаются ГКЧС России.

К работе в этой комиссии могут привлекаться представители заинтересованных министерств и ведомств, а также ведущие российские и зарубежные ученые и специалисты.

8. Организация информационного взаимодействия ведомственных служб, входящих в ФССН, для решения задач комплексного анализа сейсмологических и геофизических данных в интересах обеспечения прогноза и оценки возможных последствий землетрясений осуществляется вычислительным центром геофизической службы Российской академии наук.

9. В зависимости от обстановки ФССН функционирует в режимах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 г. № 261 для Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.