Утверждена постановлением
Госгортехнадзора России
от
08.02.96 г. № 03
ТИПОВАЯ
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ
ПО БЕЗОПАСНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ
РАБОТ ГРУЗОПОДЪЕМНЫМИ
МАШИНАМИ
(РД
10-107-96)
Внесено
Изменение №1 (РДИ 10-430(107)-02), утвержденное
Постановлением Госгортехнадзора России
от 30 января 2002 г. № 7
"Настоящая
Типовая инструкция
_______________
*
Далее по тексту - Правила".
Для зацепки, обвязки (строповки) и навешивания на крюк грузоподъемной машины (крана, крана - трубоукладчика, крана - манипулятора, подъемника (вышки))* должны назначаться стропальщики.
_______________
* Далее
по тексту - грузоподъемные машины.
На
основании настоящей Типовой
инструкции руководство предприятия
(производитель работ кранами) должно
разработать производственную инструкцию
для стропальщиков с учетом конструктивных
особенностей грузоподъемных машин
и грузозахватных приспособлений, а
также местных условий безопасной эксплуатации
грузоподъемных машин. Такая инструкция
должна быть выдана каждому стропальщику
(под роспись).
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
1.
Общие положения
1.1.
Во всех организациях
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
1.2.
К выполнению операций по
1.3.
При производстве работ
1) неправильная (ненадежная) строповка груза;
2)
применение для подъема груза
непригодных съемных
3) нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
4) нарушение схем строповки грузов;
5)
нарушение технологических
6)
нахождение людей в полувагоне,
на платформе, в кузове
7) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;
8)
нахождение людей между
9) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;
10)
несоблюдение требований
11) нахождение людей в кабине автомашины при ее разгрузке или погрузке;
12)
перегрузка крана во время
подъема примерзшего,
13)
нахождение людей вблизи стены,
14) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
15)
неправильная установка
16)
подтаскивание груза краном
17)
нахождение людей в зоне
18)
обрыв грузовых и стреловых
канатов.
(Измененная
редакция, Изм. № 1)
1.4.
Безопасность при производстве
работ грузоподъемными
2.
Общие требования
2.1.
Руководство предприятия (
2.2.
К строповке грузов могут
Если груз подвешивается на крюк крана без предварительной обвязки (груз, имеющий петли, рымы, цапфы, а также находящийся в ковшах, бадьях, контейнерах или другой таре) или захватывается полуавтоматическими захватами, к выполнению обязанностей стропальщиков могут допускаться рабочие основных профессий, дополнительно обученные по сокращенной программе, согласованной с органами госгортехнадзора. Обучение стропальщиков должно проводиться в профессионально-технических учебных заведениях или на курсах, создаваемых на предприятиях, имеющих на это разрешение (лицензию) органов госгортехнадзора.
2.3. Рабочему, аттестованному по профессии стропальщика, выдается соответствующее удостоверение (форма удостоверения приведена в приложении 7) за подписью председателя квалификационной комиссии. Во время работы стропальщик должен иметь это удостоверение при себе и предъявлять его по требованию инспектора госгортехнадзора, инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин и лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, а также по требованию крановщика.
2.4. На основании настоящей Типовой инструкции руководство предприятия (производитель работ грузоподъемными машинами) должно разработать производственную инструкцию для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами с учетом конструктивных особенностей машин и съемных грузозахватных приспособлений, а также местных условий их безопасной эксплуатации. Производственная инструкция вводится в действие приказом по предприятию и выдается стропальщику; при этом он должен расписаться в журнале проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины.
2.5.
Повторная проверка знаний
периодически, не реже одного раза в 12 мес;
при переходе с одного предприятия на другое;
по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора госгортехнадзора. Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции и оформляется протоколом с отметкой в удостоверении.
2.6. Рабочие основных профессий (станочник, технологический рабочий, монтажник и т.п.) допускаются к зацепке грузов на крюк грузоподъемной машины, управляемой с пола или со стационарного пульта, после соответствующего инструктажа и проверки навыков по строповке грузов в установленном Правилами порядке. Число стропальщиков, обслуживающих грузоподъемную машину, определяется лицом, ответственным за безопасное производство работ грузоподъемными машинами. При работе двух и более стропальщиков один из них назначается старшим с отметкой в журнале инструктажа.
В
тех случаях, когда зона, обслуживаемая
грузоподъемной машиной, из кабины
управления (машиниста) оператора не видна
полностью, для передачи сигналов стропальщика
крановщику лицо, ответственное за безопасное
производство работ грузоподъемными машинами,
должно выделить сигнальщика из числа
опытных стропальщиков. Стропальщик в
своей работе подчиняется лицу, ответственному
за безопасное производство работ грузоподъемными
машинами.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
2.7.
Допущенный к самостоятельной работе
стропальщик должен иметь общее представление
об устройстве обслуживаемой грузоподъемной
машины.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
2.8.
Обученный и имеющий на руках
удостоверение стропальщик
1) установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком (рекомендуемая знаковая сигнализация приведена в приложении 6);
2)
производственную инструкцию
3) назначение и конструктивные особенности съемных грузозахватных приспособлений и тары;
4) схемы строповки или кантовки грузов;
5)
способы визуального
6)
порядок осмотра и нормы
7) нормы заполнения тары;
8) грузоподъемность стропов;
9) предельную длину и диаметр стропов;
10) технологические карты;
11)
порядок и габариты
12)
назначение и порядок
13) меры безопасности и условия производства работ кранами на участке или в цехе;
14)
технические характеристики
15)
основные требования
16)
меры предупреждения
17)
способы оказания первой
18)
средства индивидуальной и
19)
расположение рубильника, подающего
напряжение на кран с
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
2.9. Стропальщик должен уметь:
1) определять по указателю грузоподъемность стрелового крана в зависимости от вылета и положения выносных опор;
2)
выполнять обвязку и зацепку
различных грузов для их
3) выполнять укладку (установку) груза в проектное положение и снятие грузозахватных приспособлений (расстроповку);
4)
выбирать стропы в
5)
определять пригодность
6)
правильно подавать сигналы
7) пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте;
8)
оказывать первую помощь
9)
отключать краны от
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
3.
Обязанности стропальщика
перед началом работы
3.1.
Перед началом работ по
1)
получить задание на
2)
при выполнении строительно-
3)
при выполнении погрузочно-
4)
при выполнении работ
5)
проверить исправность
6)
проверить исправность тары и
наличие на ней маркировки
о ее назначении, номере, собственной
массе и предельной массе
7)
проверить наличие и
8)
подобрать грузозахватные
9)
проверить освещенность
3.2.
Стропальщику не разрешается
устанавливать самостоятельно
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
4.
Обязанности стропальщика
при обвязке и
зацепке груза
4.1. Стропальщик может приступить к выполнению работ по обвязке и зацепке груза для подъема его грузоподъемными машинами только после ознакомления со схемами строповки, технологическими картами или проектом производства работ.
4.2. Работы по строповке грузов для погрузки их (разгрузки) в полувагоны, трюмы, для подъема груза несколькими кранами, вблизи линии электропередачи, для перемещения груза, на который не разработаны схемы строповки, а также для перемещения груза над перекрытиями помещений, где могут находиться люди, должны выполняться стропальщиком под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
4.3. При обвязке и зацепке груза стропальщик должен:
1)
производить обвязку и зацепку
грузов в соответствии со
2) проверить массу груза по списку масс грузов или маркировке на грузе (если стропальщик не может определить массу груза, он должен поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными машинами);
3) канаты, цепи накладывать на основной массив груза (раму, каркас, корпус, станину) без узлов, перекруток и петель, под острие ребра грузов подкладывать специальные подкладки, предохраняющие стропы от повреждений;
4)
обвязывать груз таким образом,
5)
зацепку железобетонных и
6)
при подвешивании груза на
двурогие крюки накладывать
7)
не использованные для зацепки
груза концы многоветвевого
8)
убедиться в том, что
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
4.4. При обвязке и зацепке грузов стропальщику запрещается:
1)
производить строповку грузов, масса
которых неизвестна или
2)
пользоваться поврежденными
3) производить обвязку и зацепку груза способами, не указанными на схемах строповки;
4)
применять для обвязки и
5) производить зацепку поддонов с кирпичом без ограждения (за исключением разгрузки на землю с автомашин);
6) производить зацепку бетонных и железобетонных изделий за поврежденные петли;
7) подвешивать груз на один рог двурогого крюка;
8)
забивать крюки стропов в
9)
поправлять съемные
10)
использовать при обвязке
11) использовать грейфер для подъема грузов, подвешенных при помощи стропов за челюсти грейфера, для подъема, а также для выполнения других работ, для которых грейфер не предназначен;
12)
производить строповку груза,
находящегося в неустойчивом
положении.
(Измененная
редакция, Изм. № 1)
5.
Обязанности стропальщика
при подъеме и
перемещении груза
5.1.
Перед каждой операцией по
подъему и перемещению груза
стропальщик должен подавать
соответствующий сигнал
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
5.2.
Перед подачей сигнала о
1)
проверить, нет ли на грузе
незакрепленных деталей и
2) убедиться в том, что во время подъема груз не может ни за что зацепиться;
3) убедиться в отсутствии людей возле груза, между поднимаемым грузом и стенами, колоннами, штабелями, станками и другим оборудованием. Перед подъемом груза стреловым краном стропальщик должен проверить отсутствие людей возле крана, на его поворотной платформе и в зоне опускания стрелы и груза, а затем выйти из опасной зоны.
5.3. При подъеме и перемещении груза стропальщик должен:
1)
подать сигнал для подъема
груза на высоту 200-500 мм, затем
проверить правильность
2)
при снятии груза с
3)
перед подъемом груза
4)
перед горизонтальным
5) сопровождать при перемещении груз и следить за тем, чтобы он не перемещался над людьми и не мог ни за что зацепиться. Если сопровождать груз не представляется возможным, то за его перемещением должен следить крановщик, второй стропальщик или сигнальщик;
6)
для предотвращения
7)
укладку груза производить
8)
укладку груза в вагонетки,
полувагоны и на платформы,
а также снятие его
9) подъем сыпучих и мелкоштучных грузов производить в специально предназначенной таре; при этом не допускается заполнять тару свыше установленной нормы;
10)
кантовку грузов кранами
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
5.4.
При подъеме и перемещении
грузов стропальщику
1)
находиться под поднятым
2)
допускать подъем или
3)
освобождать при помощи
4) подавать (поправлять) груз в оконные проемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений;
5)
находиться и допускать
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
5.5.
При работе грузоподъемных машин
вблизи линии электропередачи во избежание
поражения электрическим током стропальщик
перед каждой операцией, связанной с необходимостью
соприкосновения с грузом, стропами, крюком
или элементами грузоподъемной машины,
должен убедиться в том, что стрела крана
или канаты находятся на безопасном расстоянии
(в соответствии с нарядом-допуском) от
проводов линии электропередачи. Необходимо
соблюдать меры безопасности при производстве
работ кранами.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
5.6.
При работе стреловых и
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
5.7.
Если во время подъема или
перемещения груза стропальщик
заметит неисправность
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
6.
Обязанности стропальщика
при опускании
груза
6.1. Перед опусканием груза стропальщик обязан:
1)
предварительно осмотреть
2)
на место установки груза в
случае необходимости
3)
снимать стропы с груза или
крюка лишь после того, как
груз будет надежно установлен,
а при необходимости и
6.2.
Стропальщику запрещается
6.3.
Стропальщик не должен
7.
Обязанности стропальщика
в аварийных ситуациях
7.1.
При возникновении на участке
работ аварийной ситуации [проседание
опор стрелового крана, разрушение (проседание)
кранового пути, появление стука в механизмах
машины, разрушение канатов, поломка грузозахватных
органов и тары и т.п.] стропальщик должен
немедленно подать сигнал крановщику,
машинисту, оператору на остановку грузоподъемной
машины и предупредить всех работающих.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
7.2.
Если грузоподъемная машина
7.3.
При возникновении стихийных
природных явлений (сильный
(Измененная
редакция, Изм. № 1)
7.4.
При возникновении на
7.5.
Если во время работы
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
8.
Ответственность
Стропальщики,
обслуживающие грузоподъемные машины,
несут ответственность в соответствии
с действующим законодательством за допущенные
ими нарушения производственных инструкций,
требований безопасности, изложенных
в проектах производства работ, технологических
регламентах, нарядах-допусках и других
документах по безопасному производству
работ грузоподъемными машинами.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
Приложение
3
Нормы
браковки канатов
грузоподъемных машин
1.
Браковку канатов
Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
а)
характер и число обрывов проволок
(рис. 1 - 3), в том числе наличие
обрывов проволок у концевых заделок,
наличие мест сосредоточения обрывов
проволок, интенсивность возрастания
числа обрывов проволок;
Рис.
1. Обрывы и смещения проволок каната
крестовой свивки
Рис. 2. Сочетание обрывов проволок с их износом:
а
- в канате крестовой свивки; б - в
кананте односторонней свивки
Рис. 3. Обрывы проволок в зоне уравнительного блока:
а
- в нескольких прядях каната; б - в
двух прядях в сочетании с местным
износом
б) разрыв пряди;
в) поверхностный и внутренний износ;
г) поверхностная и внутренняя коррозия;
д) местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
е) уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
ж) деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
з) повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
2.
Браковку канатов, работающих
со стальными и чугунными
Канаты грузоподъемных машин, предназначенных для подъема людей, а также транспортирующих расплавленный или раскаленный металл, огнеопасные и ядовитые вещества, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
3.
При уменьшении диаметра
Рис. 4. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках;
в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок;
г
- лыски на всех проволоках, уменьшение
диаметра каната; д - интенсивный износ
всех наружных проволок каната (уменьшение
диаметра проволок на 40%)
Рис. 5. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а
- начальное окисление
Таблица
1
Число
обрывов проволок,
при наличии которых
канаты двойной свивки,
работающие со стальными
и чугунными блоками,
бракуются
|
Примечания: 1. n - число несущих проволок в наружных прядях каната; d - диаметр каната, мм.
2. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше.
4.
Для канатов конструкции с
диаметром наружных проволок
во внешних прядях, превышающим
диаметр проволок нижележащих
слоев, класс конструкции
5.
При работе каната полностью
или частично с блоками из
синтетического материала или
из металла с синтетической
футеровкой отмечается
6.
Незаполненные строки в графе
"Конструкции канатов по ИСО
и государственным стандартам"
означают отсутствие
7.
Канаты грузоподъемных машин,
предназначенных для подъема
людей, а также
При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п. (на 3% от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10% у остальных канатов) канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 6).
Рис. 6. Местное уменьшение диаметра каната на месте
разрушения
органического сердечника
При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок число обрывов как признак браковки должно быть уменьшено в соответствии с данными табл. 2.
При
уменьшении первоначального диаметра
наружных проволок в результате износа
(см. рис. 4, д) или коррозии (см. рис.
5, д) на 40% и более канат бракуется.
Таблица
2
Нормы
браковки каната в
зависимости от поверхностного
износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Число обрывов проволок, % от норм, указанных в табл. 1 10 85 15 75 20 70 25 60 30 и более 50
Определение износа или коррозии проволок по диаметру производится с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
При меньшем, чем указано в табл. 1, числе обрывов проволок, а также при наличии поверхностного износа проволок без их обрыва канат может быть допущен к работе при условии тщательного наблюдения за его состоянием при периодических осмотрах с записью результатов в журнал осмотров и смены каната по достижении степени износа, указанной в табл. 2.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
4.
Для оценки состояния
Рис. 7. Уменьшение площади поперечного сечения
проволок
(интенсивная внутренняя коррозия)
5.
При обнаружении в канате
6.
Волнистость каната
Рис.
8. Волнистость каната (объяснение в тексте)
При
несовпадении направлений спирали
волнистости и свивки каната и
неравенстве шагов спирали
7.
Канаты не должны допускаться
к дальнейшей работе при
Рис.
10. Корзинообразная деформация
Рис.
11. Выдавливание сердечника
Рис. 12. Выдавливание проволок прядей:
а
- в одной пряди; б - в нескольких прядях
Рис.
13. Местное увеличение диаметра каната
Рис.
14. Раздавливание каната
Рис.
15. Перекручивание каната
Рис.
16. Залом каната
Рис.
17. Перегиб каната
Приложение
6
Рекомендуемая знаковая сигнализация
при перемещении грузов кранами *1
__________________
*1
Рекомендуемая форма стропальщика:
жилет и каска - желтого цвета, рубашка
- голубого, повязка - красного.
Приложение
7
Форма
удостоверения о
проверке знаний обслуживающего
персонала (крановщиков,
их помощников, слесарей,
электромонтеров, наладчиков
приборов безопасности
и стропальщиков)
Стр.
1
УДОСТОВЕРЕНИЕ
№___________
Стр.
2
Выдано
______________________________
(фамилия, имя,
отчество)
в
том, что он "____"___________19____г. окончил
______________________________
____________________________
(наименование, номер и место нахождения
____________________________
учебного заведения)
по
профессии ______________________________
____________________________
Стр.
3
Решением
экзаменационной
комиссии
____________________________
(фамилия, имя, отчество)
присвоена
квалификация ______________________________
____________________________
допускается
к обслуживанию ______________________________
____________________________
(тип
крана)
Стр.
4
Основание:
протокол экзаменационной комиссии
№______от
" __ "__________ 19____г.
Председатель экзаменационной комиссии ______________________________
Инспектор
госгортехнадзора ______________________________
(
Директор
учебного заведения ______________________________
Примечание.
Удостоверение издается в твердой обложке
на листах формата 110х80 мм.
Стр. 5
(вкладыш)
К
УДОСТОВЕРЕНИЮ №____________
Повторная
проверка знаний проведена
Протокол
№ _________
от
№ "____" ________________ 19__г.
Председатель комиссии _____________________
(
Стр.
6
За какое нарушение изъят Учитывается и хранится службой охраны труда ТАЛОН № 1 ______________________________ _______ л ТАЛОН № 1 и ______________________________ _______ н к удостоверению .№ __________________ и ______________________________ _______ я владельца __________________________ ______________________________ _______ о ______________________________ _____ т ______________________________ _______ р е нарушившего правила и нормы ______________________________ _______ з безопасности труда (производственную (должность лица, а инструкцию) при ______________________________ _______ изъявшего талон) ______________________________ _____ "___" ____________ 200_ г. ______________________________ _____ _________________ ______________________________ _____ (подпись)
Талон изымается при нарушениивладельцем удостоверения правил и норм безопасности труда Стр. 7 ______________________________ _____ л ______________________________ _____ и н ______________________________ _____ и я ______________________________ _____ (должность лица, о ______________________________ _____ т изъявшего талон) р е _________________ з (подпись) а
Стр.
8
За какое нарушение изъят Учитывается и хранится службой охраны труда ТАЛОН № 2 ______________________________ _______ л ТАЛОН № 2 и ______________________________ _______ н к удостоверению № __________________ и ______________________________ _______ я владельца __________________________ ______________________________ _______ о ______________________________ _____ т ______________________________ _______ р е нарушившего правила и нормы ______________________________ _______ з безопасности труда (производственную (должность лица, а инструкцию) при ______________________________ _______ ______________________________ _____ изъявшего талон) ______________________________ _____ "___" ____________ 19___ г. ______________________________ _____ _________________ ______________________________ _____ (подпись)
Талон изымается при нарушениивладельцем удостоверения правил и норм безопасности труда. После трехкратного нарушения владелец лишается удостоверения с отстранением его от обслуживания объекта и c правом сдачи экзамена по истечении 3 мес. Стр. 9 ______________________________ _____ л ______________________________ _____ и н ______________________________ _____ и я ______________________________ _____ о ______________________________ _____ т р ______________________________ _____ е (должность лица, з ______________________________ _____ а изъявшего талон) "___" ____________ 19___ г. _________________ (подпись)
Приложение
8
Нормы
браковки съемных
грузозахватных приспособлений
Браковка съемных грузозахватных приспособлений, находящихся в эксплуатации, должна производиться согласно нормативным документам, определяющим порядок, методы браковки и браковочные показатели.
При отсутствии у владельца нормативных документов браковку элементов канатных и цепных стропов производят в соответствии с рекомендациями, приведенными в настоящем приложении.
Канатный
строп подлежит браковке, если число
видимых обрывов наружных проволок
каната превышает указанное в
таблице.
Стропы из канатов двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной 3d 6d 30d 4 6 16
Примечание.
d - диаметр каната, мм.
Рис. 1. Увеличение звена цепи:
L0
- первоначальная длина звена, мм; L1
- увеличенная длина звена, мм
Цепной
строп подлежит браковке при удлинении
звена цепи более 3% от первоначального
размера (рис. 1) и при уменьшении
диаметра сечения звена цепи вследствие
износа более 10% (рис. 2).
Рис. 2. Уменьшение диаметра сечения звена цепи:
d0 - первоначальный диаметр, мм; d1, d2 - фактические диаметры сечения звена,
измеренные во взаимно перпендикулярных направлениях, мм