Утверждены
Постановлением
Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. № 64 | Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 № 1656 |
Правила
проведения экспертизы
промышленной безопасности
ПБ
03-246-98
ВНЕСЕНО
Изменение № 1 - ПБИ 03-490(246)-02, утвержденное
Постановлением Госгортехнадзора России
№ 48 от 1 августа 2002 г., вступает в законную
силу 09.09.2002 после официального опубликования
в установленном порядке (Российская газета
от 29.08.2002 № 162).
I.
Область применения
1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.
2.
Правила разработаны в
Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3588);
Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301 и 3302);
Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 № 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, № 50, 10.12.2001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 № 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3775);
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года № 241 "О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации", № 15, 09.04.2001);
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" (Собрание законодательства Российской Федерации, № 1 (часть II), 01.01.2001);
распоряжением
Президента Российской Федерации от 31
декабря 1991 № 136-рп «Вопросы Государственного
комитета по надзору за безопасным ведением
работ в промышленности и горному надзору
при Президенте Российской Федерации»
(Ведомости Съезда народных депутатов
РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, №
3).
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
3.
Правила предназначены для
4.
Правила обязательны при
1)
проектной документации на
2)
зданий и сооружений на
3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;
4)
деклараций промышленной
II.
Основные определения
В целях настоящих Правил применяются следующие определения.
Экспертиза промышленной безопасности (далее экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.
Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.
Система экспертизы промышленной безопасности (далее Система экспертизы) — совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.
Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (ст. 2 Федерального закона № 128-ФЗ от 08.08.01).
Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.
Эксперт — специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.
Заказчик
- организация, обратившаяся с заявкой
на проведение экспертизы.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
III.
Общие положения
3.1.
Правила экспертизы определяют
требования к порядку
3.2.
Экспертизу промышленной
3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.
Контроль
за соблюдением экспертными
3.4.
Принципиальная схема
Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.
Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.
Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.
Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы.
Функции
координирующего органа выполняет Государственное
унитарное предприятие «Научно-технический
центр по безопасности в промышленности»
(«ГУП НТЦ «Промышленная безопасность»),
созданный согласно распоряжению Президента
Российской Федерации для координации
работ и проведения независимой экспертизы
(Распоряжение Президента Российской
Федерации от 31.12.91 № 136-рп).
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
3.5.
Функционирование Системы
Положение о Наблюдательном совете;
Положение о Консультативном совете;
Положение об отраслевых комиссиях;
Требования
к Координирующему органу.
IV.
Порядок проведения
экспертизы
Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:
предварительный этап;
заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;
процесс экспертизы;
выдача заключения экспертизы.
4.1. Предварительный этап.
4.1.1.
При обращении заказчика в
экспертную организацию по
4.1.2.
Предварительный этап
содержание и ход экспертизы;
подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);
составление календарного плана.
4.1.3.
Предварительные переговоры
4.2.
Заявка или другие документы,
устанавливающие условия
4.2.1.
Экспертиза проводится на
4.2.2.
Документы на проведение
4.2.3. В документах:
определяются договаривающиеся стороны;
определяются объекты экспертизы;
приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;
подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;
определяются сроки проведения экспертизы.
4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.
4.2.5.
Экспертная организация
4.3. Процесс экспертизы.
Процесс экспертизы включает:
подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;
назначение экспертов;
проведение экспертизы.
4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.
Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:
данные
о заказчике и объекте
проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);
образцы оборудования (в случае необходимости).
При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать семи дней со дня получения материалов.
При
непредставлении в
4.3.2. Назначение экспертов.
Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.
Для проведения экспертизы назначается один или, в случае необходимости, группа квалифицированных экспертов.
В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.
4.3.3. Проведение экспертизы.
Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.
В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.
При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).
Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:
вводная часть;
непосредственно экспертиза на месте;
заключительная часть.
4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.
Задачи вводной части:
разъяснить
сотрудникам организации-
сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;
обсудить и определить объем работ;
определить
по согласованию с организацией-заказчиком
сотрудников организации-
разъяснить значение заключительной части;
утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.
4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.
При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:
компетентности сотрудников и руководителей;
пригодности
помещений и приборного оборудования,
а также состояния
наличия надежных систем маркировки и идентификации;
наличия
соответствующих нормативных
соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.
Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.
4.3.3.3.
Заключительная часть
Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.
Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.
Условия, подлежащие выполнению, — это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.
4.4. Выдача заключения экспертизы.
4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.
Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.
В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.
Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.
Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Претензии к проекту заключения экспертизы направляются заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее, чем через две недели после получения проекта.
4.4.2.
Решение о выдаче
4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.
4.4.4.
В случае отрицательного
4.4.5.
В случае принятия решения
о выдаче отрицательного
о
необходимости доработки
о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.
4.4.6.
В случае принятия решения
о выдаче отрицательного
4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.
4.6.
Требования, которые должны учитываться
при экспертизе промышленной безопасности
различных объектов, устанавливаются
Госгортехнадзором России как специально
уполномоченным органом в области промышленной
безопасности с учетом настоящих Правил,
а также Положения о проведении государственной
экспертизы и утверждении градостроительной,
предпроектной и проектной документации
в Российской Федерации, утвержденного
постановлением Российской Федерации
от 27.12.2000 г. № 1008.
(Измененная
редакция, Изм. №
1)
V.
Требования к оформлению
заключения экспертизы
5.1. Заключение экспертизы должно содержать:
наименование заключения экспертизы;
вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;
перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
данные о заказчике;
цель экспертизы;
сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);
краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
результаты проведенной экспертизы;
заключительную
часть с обоснованными
приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).
5.2.
Заключение экспертизы
5.3.
Заказчик передает заключение
экспертизы в центральный
5.4.
Требования к утверждению
VI.
Порядок ведения
учета экспертных
организаций и
экспертов
6.1.
Учет ведется с целью
6.2.
Учетные данные используются
для предоставления в
6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:
проверку
полноты и соответствия установленным
требованиям поступивших
внесение
регистрационных записей и
ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;
подготовку учетных материалов к изданию;
информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.
6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:
нормативных технических документов Системы экспертизы;
экспертных организаций;
экспертов.
Учетные
формы определяются Наблюдательным
советом.
Приложение
1
Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности
Приложение 2
Организация:
Эксперт
(ведущий):
Согласованные
мероприятия для процесса экспертизы
Заказчик | |
Индекс, город | |
Улица | |
Дата экспертизы | |
№ | Мероприятие | Согласованный срок | Подтверждение выполнения1 |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
______
1
Делается экспертом.
Представитель заказчика подтверждает своей подписью, что согласованные мероприятия будут выполнены, а экспертной организации направлено письменное сообщение о произведенных изменениях.
__________________________
(место, дата)
Эксперт (ведущий)________ Заказчик_________